Детский лечебно-консультационный реабилитационный центр
+ 996 (312) 30 17 17
+ 996 (312) 30 18 18
+ 996 (312) 30 19 19
+ 996 (551) 30 17 17
+ 996 (551) 30 18 18
Развитие речи детей третьего года жизни

Развитие речи с двух до трёх лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только – только начинают произносить отдельные слова, а другие – уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребёнка, его индивидуальных  способностей, социальной среды и жизненного опыта.

 

 

В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода и действия с ними. Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.

Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).

Он начинает комбинировать  и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).

В разговоре малыш всё реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов:  «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трём годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трёхлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребёнка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки картинки ребёнок безошибочно называет знакомые объекты.

Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребёнок легко запоминает  и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано.

Ребёнок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.

Многие звуки произносятся ещё смягчённо. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в других – неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твёрдый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.

Общие задачи речевого развития ребёнка:

  • Развитие понимания речи окружающих;
  • Развитие активной речи;
  • Формирование фонетического слуха и правильного звукопроизношения;
  • Развитие умения грамматически правильно говорить.

Советы по развитию речи детей:

  • Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.
  • Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребёнка названиями профессий (врач, шофёр, воспитатель и т. д.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.
  • Как можно больше рассказывайте , поясняйте, уточняйте, декламируйте, читайте и напевайте ребёнку.
  • Побуждайте к обсуждению того, что было в недалёком прошлом.
  • Побуждайте малыша к развёрнутым ответам, задавая вопросы: Кто …?, Что …?, Где …?, Куда …?, Зачем … ?, Почему …?.
  • Поддерживайте стремление ребёнка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.
  • Подражая всем, ребёнок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  • Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3 – 4 предложений.
  • Общаясь с ребёнком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.
  • Разучивайте с ребёнком потешки, небольшие стихотворения и песни. начинайте с «договаривания» слов.
  • Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.
  • Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребёнка.
  • Развивайте слуховое внимание ребёнка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.

Показатели речевого развития детей.

2 года – 2 года 6 месяцев.

Понимание речи.

  • Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и другое.
  • Узнаёт и правильно показывает предметы и их части на картинках.
  • Понимает рассказ без иллюстраций, на вопросы, связанные с его содержанием.
  • Эмоционально реагирует на песенки и потешки.
  • Выполняет словесные инструкции.
  • Понимает значение предлогов.

Активная речь.

  • Называет себя по имени и местоимением «Я».
  • Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
  • Говорит предложениями из 3 – х и более слов.
  • Начинает употреблять местоимения множественное число и прошедшее время.
  • Задаёт вопросы «Где?», «Что это?», «Куда?», «Почему?» и т.д.
  • Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
  • Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.
  • Может составить рассказ по картинке (из двух – трёх предложений).
  • Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощённо). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
  • Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
  • Правильно называет основные цвета(красный, синий, жёлтый, зелёный).
  • Делится своими переживаниями.

 

2 года 7 месяцев – 3 года.

 

Принимание речи.

  •  Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 – 8 раз превышающих активный).
  • С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.
  • Понимает обобщённые названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Активная речь (произносит 1500 – 3000 слов):

  • Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.
  • Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».
  • В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.
  • Задаёт вопросы познавательного характера: Где?, Куда?, Почему?, Когда? И другие.
  • Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
  • Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
  • Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело - грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
  • Может называть взрослых по имени и отчеству.
  • Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт, отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» (говорит или показывает на пальчиках).
  • Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.
  • Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.

  • Стремится к общению с взрослыми и детьми.
  • Быстро запоминает потешки, стихи, песни, сказки.
  • Появляется склонность к рифмованию слов.
  • Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.
  • Отличает и называет людей по полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тётя, бабушка).
  • Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).
  • Знает названия частей тела у человека и животного: у человека - руки, у птицы – крылья.